Принцип работы газгольдера и точки контроля

Принцип работы газгольдера и точки контроля

Карпов Сергей, главный инженер

Время на прочтение — 13 мин

Альтернативой магистральному (трубопроводному) газоснабжению, которое осуществляется централизованно по системе трубопроводов, выступает автономная газификация. Одним из ключевых элементов автономной системы является газгольдер. Также в систему входит набор устройств для подключения и регулировки оборудования. Предусмотрены точки контроля, через которые происходит наблюдение за состоянием системы.

Газгольдер — что это такое?

Газгольдеры — это резервуары для хранения газообразных веществ, прежде всего, сжиженного углеводородного газа, а также природного газа. Само слово «газгольдер» — это заимствование из английского, от gas holder (что буквально переводится «держатель газа»). Очевидно, что это весьма широкое понятие, которое объединяет и огромные промышленные резервуары, и относительно компактные газовые емкости бытового назначения. А еще газгольдеры бывают стационарными и мобильными, постоянного и переменного объема, подземными и наземными.
газовые резервуары

Из самого понятия «газгольдер» следует, для чего он нужен — для газа. Резервуар устроен таким образом, чтобы безопасно хранить газообразное вещество (в нашем случае — сжиженный углеводородный газ) на протяжении длительного времени. Тем самым, газгольдер — это то, что представляет собой альтернативу газопроводу. Только если по трубе газ постоянно движется к потребителю, то газгольдер безопасным образом содержит его в одном месте (непосредственно на участке потребителя).

Что такое газгольдер, мы выяснили — это резервуар (емкость) для газа. Но давайте посмотрим, как происходит подключение газгольдера к частному дому, точнее, к домашнему газовому оборудованию, расположенному в нем: к газовой плите, колонке, бойлеру, отопительному котлу и т. д.

Понятно, что одним только газгольдером не обойтись — для нормальной и безопасной работы автономной газовой системы требуется вспомогательное оборудование. И вместе с резервуаром для газа, действительно, используется целый ряд устройств.

Но, для начала, рассмотрим состав газгольдера — самого резервуара. Обычно это металлическая емкость, напоминающая собой цистерну. По сути, это и есть цистерна, которая нужна для хранения газа. У газгольдера достаточно толстые стенки. В нижней части предусмотрены опоры, посредством которых резервуар может крепиться к бетонному основанию (если таковое используется при монтаже).

Наверху у газгольдера самая важная часть — горловина. Поскольку резервуар нужен не только для хранения, но и для заправки газа, в горловине есть патрубки с заправочным клапаном и регулятором давления (посредством него контролируется давление в газгольдере).

горловина газгольдера

Все это оборудование сверху защищается специальным кожухом.

Для отпуска газа в дом потребителю — в нижней части газгольдера подсоединяется газовая труба, ведущая к цоколю. Здесь труба заводится в дом, и далее газ распределяется по точкам потребления.

Как мы убедились, газгольдер имеет простое устройство, но работа автономной системы сложнее, и для нее требуется целый перечень вспомогательной арматуры. Вот дополнительные элементы, без которых автономная газификация невозможна:

  • Заправочный клапан

    Через заправочный клапан происходит заправка газа. Именно к нему подключается шланг от газовоза. Оператор подсоединяет шланг к клапану, тот срабатывает под давлением, и топливо в жидком виде заливается в резервуар. Когда шланг отсоединяется, происходит блокировка клапана.

    заправка газгольдера
  • Предохранительный клапан

    Одним из элементов безопасности является предохранительный клапан. Когда давление газа в газгольдере увеличивается выше критической отметки (например, в случае перезаправки), предохранитель срабатывает и стравливает определенный объем. Максимумом для газгольдера считается 15 бар.

  • Клапан отбора жидкой фазы

    На дне газгольдера, там, где к резервуару подсоединяется газовая труба, ведущая в дом, располагается кран (или клапан) отбора жидкой фазы. Он работает не автоматически, а в ручном режиме: используется, когда нужно срочно слить топливо. Кран задействуется в аварийных ситуациях или при ремонте, демонтаже газгольдера.

  • Клапан отбора газовой фазы

    На газгольдере есть еще один клапан — перекрывающий, при необходимости, поток газа по трубопроводу. Он нужен на тот случай, когда требуется немедленно остановить подачу топлива в дом. Без необходимости пользоваться им не следует.

  • Регулятор давления (редуктор)

    Один из важнейших элементов автономной системы газификации — редуктор. Это устройство, понижающее давление газа (например, до 37-87 мбар). Регулятор рассчитан на автоматическую работу. В нем есть клапан сброса — при повышении давления подача газа останавливается.

Таким образом, газгольдер — это не просто железный резервуар, а оборудование с функциями регулирования работы газовой системы.

В штатном режиме газгольдер работает без участия человека. Однако на периферии имеется несколько точек контроля. Они нужны, чтобы следить за уровнем топлива и давлением в системе.

давление в газгольдере

Основные точки контроля:

  • Уровнемер — показывает заполненность резервуара в процентах. При достижении уровня 25% нужно заказывать заправку газом. Превышать уровень 85% запрещено.
  • Манометр перед редуктором — показывает давление внутри емкости (в бар). В зимнее время пониженное давление свидетельствует о слабом газообразовании.
  • Манометр после редуктора (опция) — средство диагностики. Если прибор показывает скачки давления, в работе оборудования есть какие-то проблемы.

Теперь вы видите, как работает газгольдер — все очень просто. Работа оборудования фактически автоматизирована. Есть лишь две-три точки контроля, где необходимо участие пользователя (периодическая проверка показаний). Любые нештатные ситуации должны решаться с помощью специалистов.

Бытовое обслуживание газгольдера со стороны пользователя заключается в периодической проверке показаний приборов, являющихся точками контроля (уровнемер и манометр). Никаких других действий в отношении газового оборудования предпринимать не нужно, а в случае возникновения проблем необходимо обращаться к профессионалам.

Например, стоит срочно вызвать специалистов, если из предохранительного клапана выходит топливо в жидком или газообразном виде — это нештатная ситуация.
Осмотр заправочного клапана выполняет заправщик в момент подключения шланга. Если что-то не так, работник обязан сообщить о проблеме.
Проверка нижнего сливного крана также выполняется специалистами. Самостоятельно касаться данного клапана не следует (а тем более пытаться сливать топливо через него).

Что касается редуктора — он может выйти из строя из-за воды. Можно снять и просушить корпус устройства.


Оставьте свои контакты, чтобы получить индивидуальное предложение по заправке газгольдера