Газ или бензин? Чего ждать?!

Газ или бензин? Чего ждать?!

Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето добавило «масло в огонь» и что будет в конце года – вопрос открытый

Что происходит с ценами?

Обозначим объективный факт: цены на сжиженный углеводородный газ (далее СУГ) имеют высокую волатильность – значительно колеблются в течение года.

Если взглянуть на 2020 год, то в январе средневзвешенная цена СУГ на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже составляла 18700 рублей за тонну, то к концу апреля упала ниже 9000 рублей за тонну, а уже в июне подскочила почти до 32000. На фоне цен на бензин динамика невероятная!  Получается «Пандемия COVID» пошатнула цену бензина на 20%, после чего она вновь отыграла позиции. Газ же сначала подешевел вдвое, а затем подорожал чуть ли не вчетверо.  А нынешний год обновил рекорды: весной тонна СУГ стоила более 36000 рублей, а в начале августа достигла исторического максимума в 53300 рублей.

Что до розничных покупателей, то средняя цена 2020 года на пропан-бутан составляла около 20 рублей за литр, но в начале этого года перевалила за 24 рубля. Сейчас же цены на СУГ сильно разнятся в зависимости от торговой сети. Ценники на газовых заправках порой переписываются по нескольку раз в неделю, прибавляя сразу по 3-5 рублей. Бензин на этом фоне – просто образец стабильности!

Почему так произошло?

На самом деле цены на СУГ планомерно росли с начала лета. Причины были стандартные: сезонное повышение спроса и экспортные запросы. Но август внес кардинальные изменения из-за пожара на заводе «Газпром добыча Уренгой», случившийся 5 августа. В результате поставка газоконденсата с завода почти полностью остановилась. Тогда Правительство в лице Минэнерго постановило перенаправить на внутренний рынок около 40 тысяч тонн СУГ, которые были предназначены для экспорта. Но это, разумеется, не компенсирует те объемы, которые выдавал завод в Уренгое – более 200 тысяч тонн в месяц. Принятые меры совместно с постепенным увеличением поставок газа позволили переломить ситуацию, снизив цену тонны СУГ до 47000 рублей. Однако гарантий того, что тренд на снижение будет стабильным, никто дать не может.

При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.

Что это означает для автомобилистов?

Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным до тех пор, пока стоит где-то вдвое дешевле бензина.